Высокоидеальные решения получаются с использованием тех ресурсов, которые уже есть в системе. Если нужного ресурса нет, его зачастую можно получить, изменяя существующие. Например, если для решения задачи нужно использовать жидкость, а в наличии есть только твёрдые вещества, жидкость можно получить расплавлением. Находить, «вычислять» и задействовать ресурсы - это одна из важных составляющих умения решателя.


Ресурсы

ВИДЫ РЕСУРСОВ

Классификацию ресурсов полезно знать, чтобы вести их поиск не случайным образом, а системно. Различают энергетические и вещественные, пространственные и временные, информационные ресурсы.

Энергетические ресурсы. Практически в каждой ТС существуют источники энергии и силы - как явные, так и скрытые. Даже в такой простой ТС, как свая, можно обнаружить продольную и поперечную силы упругости материала, со-противляющиеся давлению, вес сваи, энергию, горения древесины. В надсистеме «река» есть кинетическая энергия движения воды, вес воды, сила Архимеда... При взаимодействии разных систем тоже могут порождаться определённые силы: давление потока на сваю, сила трения и нагрев соприкасающихся тел.

Вещественными ресурсами могут являться все вещества, которые есть в системе или её надсистемах. В задаче об удалении свай вещественным ресурсом можно считать воду в реке, канаты, тягловых лошадей, камни и песок на берегу и дне.

Пространственные ресурсы - это пространство, которое может быть полезно использовано, «пустота», особенности формы объектов, которые можно применить для изменения исходной системы или повышения эффективности её эксплуатации. Примером использования пространственных ресурсов может служить предложение полностью забивать сваи в дно. Ресурс здесь - пространство под дном, которое обычно не принимается в расчёт при решении.

Временные ресурсы - это промежутки времени, которые могут быть исполь-зованы для улучшения функционирования системы, для выполнения дополни-тельных операций. Классическим примером этого вида ресурсов является объ-единение времени выполнения двух различных операций, скажем, обработка объекта во время его транспортировки.

Отдельно нужно сказать об информационных ресурсах. Все перечисленные выше ресурсы могут считаться информационными, если они являются определёнными сигналами. Так, информационным ресурсом для опытного моряка служит завихрение воды над погружённым в воду предметом.

В реальных ситуациях далеко не всегда есть именно то, что необходимо для решения задачи. Изменение, модификация исходного ресурса с целью приведения его к нужному виду - важная часть работы решателя. Такого рода изменённые ресурсы называются производными. Например, целлюлоза, которая входит в состав свай, не может быть использована как ресурс, но после пропитки целлюлозы определёнными химикатами образуется состав, который может гореть под водой. При наличии такого производного ресурса сваи могут быть просто сожжены.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОИСКУ РЕСУРСОВ

В какой последовательности надо вести поиск ресурсов? Прежде всего со-ставляется «портрет» необходимого ресурса. Начинать поиск целесообразно с анализа самого объекта, подвергаемого обработке, затем используемой для выполнения работы системы, прежде всего, её рабочего органа. После этого ис-следуются возможности ближайших надсистем.

Например, нужно найти нечто, позволяющее убрать сваю из реки. Сначала рассматриваем ресурсы обрабатываемого объекта. Свая - это древесина, а значит, её можно сжечь, если пропитать специальным веществом. Свая имеет определённую частоту собственных колебаний, а значит, может быть разрушена при помощи резонанса. Затем идёт поиск ресурсов той системы, которую уже пыта-


триз

лись использовать для выдёргивания свай. Предположим, что это подъёмные механизмы на лодках. Изыщем возможности повышения эффективности их работы. Для этого можно рассмотреть возможность использования более мощных подъёмных механизмов, а можно подумать об увеличении подъёмной силы лодки или плота при освобождении их от балласта. Такой ресурс лодок, как площадь боковой поверхности, соединившись с напором течения, может обеспечить боковую силу, выламывающую сваю из дна. После этого переходим к ресурсам надсистем. Сваи находятся в реке, поэтому рассматриваем прежде всего ресурсы реки... Это не только сила и давление потока воды. Поиск пространственных ресурсов, в том числе на дне и под дном реки, может привести к новому решению - не вытаскивать сваю, а вбить её как можно глубже в дно, чтобы не мешала.

При поиске ресурсов важно преждевременно не вводить каких-либо ограни-чений. Иногда фантазийные на первый взгляд идеи приводят к самым интересным, неочевидным решениям.

Системный подход повышает надёжность поиска и позволяет планомерно рассматривать входящие в систему и надсистемы ресурсы и связи между ними.

Упражнение 9

Найдите ресурсы, которые можно использовать для решения поставленных ниже задач.

1. Для комфортного обитания в жилых помещениях требуется поддерживать определённую влажность. Как можно добиться этого без использования специальных устройств - увлажнителей воздуха?

2. Проколотая шина велосипеда - это проблема во время дальней поездки, если с собой нет велосипедной «аптечки». С помощью каких ресурсов на камеру велосипедного колеса можно поставить заплатку?

3. Использование стиральных порошков упрощает стирку белья, но слив сточной воды загрязняет окружающую среду. Какие ресурсы белья, воды, стиральной машины и её надсистем могут быть использованы для стирки без стиральных порошков?

4. Знакомство нового сотрудника с коллегами не всегда проходит быстро. Как повысить эффективность этого процесса с помощью ресурсов самого сотрудника, а также надсистем, в которые он входит?


РОТИВОРЕЧИЯ


ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Люди часто предъявляют комплексные требования к технической системе. Например, ТС должна быть надежна, проста в эксплуатации, легка, потреблять мало энергии. Мы хотим, чтобы автомобиль был быстрым безопасным и потреблял мало бензина, чтобы корабль был максимально прочным и при этом лёгким, чтобы телефон был миниатюрным и с удобной клавиатурой.

Но выполнить всю совокупность таких требований непросто. Сделали новый двигатель мощнее - это хорошо, теперь автомобиль может двигаться с большой скоростью! Но он стал потреблять больше топлива, а значит, стал менее эко-номичным. Изменили глушитель, ввели в него катализатор для нейтрализации газов - это хорошо, автомобиль стал более экологичным. Но при этом выросло сопротивление выхлопного тракта, а это плохо - снизилась мощность двигателя. Получается, что новые решения могут иметь и нежелательные последствия. Чтобы учесть это при решении изобретательских задач, в ТРИЗ изобретателькую ситуацию формулируют в виде технического противоречия.


Похожая информация.


Томас Эдисон однажды сказал: «Чтобы получить великую идею нужно, чтобы идей было много».

Несмотря на то что дети склонны к творчеству и фантазиям, им порой трудно сгенерировать множество идей для решения возникшей проблемы. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову, – мысль, заимствованную ими из сказок или телевидения. Но для креативного подхода к проблеме первая идея, как правило, не подходит, поскольку в большинстве случаев она связана со штампами и стереотипами.

Дети, как и взрослые, нуждаются в помощи, чтобы высвободить свой творческий и мыслительный потенциал и предложить целый ряд идей в ответ на какую-либо проблему. Именно для этих целей и предназначен так называемый «мозговой штурм».

«Мозговой штурм» является творческим процессом. Это самый лучший способ рассмотреть проблему с разных сторон. Участникам он может принести много радости, удовольствия и вдохновения. Вот некоторые советы о том, как проводить «мозговой штурм» с детьми:

  • «Мозговой штурм» с детьми – это командный вид работы. Как родитель вы берете на себя ведущую роль: задаете вопросы, принимаете ответы, поощряете энтузиазм и стимулируете фантазию такими наводящими вопросами, как «А что, если?».
  • Для проведения «мозгового штурма» желательно иметь больше участников, чем просто вы и ребенок. Постарайтесь привлечь к процессу других детей, а если такой возможности нет, то других членов семьи.
  • Соберитесь вместе с детьми в располагающей обстановке и задайте вопрос, который бы описывал существующую проблему, например: «На следующей неделе у нашей бабушки день рождения. Что мы можем придумать, чтобы сделать его для нее особенным?».
  • Принимайте к рассмотрению все идеи и поощряйте как можно большее количество ответов такими словами, как «Чем больше, тем лучше!», «Хорошая идея!», «А если попробовать по-другому?», «Ничего себе!», «Что еще?». Принимая абсолютно все идеи, вы помогаете раскрываться творчеству .
  • Если кто-то будет развивать свои идеи на основании чужих, это вовсе не должно считаться нечестным. Например, если один ребенок предполагает, что вырежет из цветного картона открытку, а другой захочет нарисовать на ней цветы, то вы можете объединить эти идеи и создать красивую открытку с изображением цветов – прекрасный подарок бабушке.
  • Даже если идея очевидно не будет работать, запишите ее, не отвергая, поскольку она может быть ступенькой (трамплином) к другому, более полезному и зрелому ответу. И все же при работе с детьми можно напомнить им о том, что, осуществляя «мозговой штурм», команда участников преследует конкретную цель, которой следует придерживаться, не особо отвлекаясь на другие темы. При этом вся семья, от 2 до 102 лет, имеет возможность выразить свои творческие идеи и мнения.
  • Визуализируйте идеи. Дети могут лучше сосредоточиться на своих мыслях, если им помогает в этом какое-либо изображение или надпись. Дети могут использовать их в качестве мысленной отправной точки по мере того, как они блуждают умом в поисках новых идей. Это может быть имя персонажа на листе бумаги, или записанные уже высказанные идеи, или набросок обсуждаемого персонажа.
  • Используйте фоновую музыку. Некоторым детям музыка помогает сосредоточиться. (Другим же она может показаться отвлекающей.) Инструментальная музыка способна создать атмосферу, соответствующую обсуждаемой теме без отвлечения внимания.
  • Помогите детям выйти за рамки очевидного и банального. Например, если все придумывают имена для подарочного медвежонка-супергероя, первой реакцией чаще всего будет имя: «Супер-Мишка». Благодарно примите этот ответ и скажите: «Отличная идея! Но как еще вы могли бы назвать нашего героя? Ведь вы можете придумать что-нибудь поинтереснее!».
  • После того как прием идей будет окончен и все они будут записаны на бумаге, переходите к их обсуждению. Начните с самых неподходящих идей и вычеркивайте их одну за другой, уважительно аргументируя такое решение, пока в списке не останутся самые конкурентоспособные. Рассмотрите их с разных сторон, взвесьте и продумайте их применение.
  • Хорошо, чтобы дети увидели, какого прогресса им удалось достичь благодаря проведенному мероприятию.
  • Прежде всего помните, что «мозговой штурм» должен быть веселым. Удивительная энергия, которая высвобождается в группе, помогает детям раскрыться и окрыляет их. «Мозговой штурм» не только для детей, но и для взрослых должен ассоциироваться со взрывом свободы, вдохновения, творчества и энтузиазма.

Что дает «мозговой штурм» детям?

  • Ребенок откроет для себя удовольствие в том, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения. Практика этого навыка даст ребенку ценный инструмент для

Важнейший компонент профессиональной компетентности консультанта - выбор и адекватное применение конкретной техники для решения конкретной задачи консультирования. Некоторые техники являются универсальными, по некоторые могут быть использованы лишь на определенном этапе или для решения конкретной задачи. Рассмотрим подробнее использование техник на различных этапах консультирования.

1. Вступление в контакт. Начало беседы.

На этом этапе важно установить хороший консультативный контакт с клиентом. Когда клиент заходит в кабинет, можно встать, пропустить его вперед и предложить присесть в любое из кресел.

Возможность выбрать кресло помогает клиенту почувствовать себя более свободно и в то же время ответственно в данной ситуации. Консультант занимает свое место или после клиента, или одновременно с ним. Лучше не начинать говорить, пока клиент не сел и не почувствовал себя комфортно.

Не следует слишком суетиться, предлагать свою помощь. Поздороваться с клиентом лучше нейтрально - просто "Здравствуйте". Не надо говорить: "Я рад вас видеть", "Добрый день", - это может создать у клиента ощущение отсутствие эмпатии со стороны консультанта, так как для него этот день может быть "не добрым".

Перед тем, как начать беседу, можно сделать паузу 45-60 с, чтобы клиент огляделся, собрался с мыслями и "обустроил" свое личное пространство.

Начало беседы. Задачи на данном этапе консультирования:

  • 1) знакомство с клиентом по имени - равенство имен "Давайте познакомимся, как мне вас называть?" Ориентироваться на его представление, называя себя;
  • 2) объяснение, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать: "Я - психолог, советов не даю, лекарств не выписываю. Я помогаю людям, разговаривая с ними и помогая им увидеть ситуацию с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и принять решение или изменить свое поведение". Добавить гарантию анонимности;
  • 3) если клиент сомневается, сможет ли консультант ему помочь, можно ответить: "Давайте попробуем", - но не обещать гарантированной помощи;
  • 4) предложение клиенту рассказать о своих проблемах: "Слушаю вас внимательно", "Расскажите, что вас сюда привело". Не следует употреблять слово "проблема", не нужно акцентировать особенности ситуации - "не бойтесь" (такая фраза подразумевает, что здесь есть, чего бояться, и увеличит тревогу у клиента);
  • 5) на этапе установления контакта может проявиться сопротивление клиента консультированию: он говорит, что вы слишком молоды, не подходите ему и т.п. В этом случае можно предложить продолжить, пообещав, что если возникнет необходимость, он может обратиться к другому психологу. Можно заготовить фразу, например такую: "Психология - это наука, поэтому мои личные особенности не играют такой большой роли, гораздо важнее моя квалификация, которую вы можете оценить, лишь начав со мной работать" ;
  • 6) если клиент уходит от темы в рассуждения об общих вопросах, что также является проявлением сопротивления. Можно спросить: "А почему вас это волнует?" Это поможет выйти на его личную проблему;
  • 7) если клиент требует вызвать мужа, ребенка, подчиненного на прием, необходимо объяснить ему, что психолог работает только с тем, кто пришел и обратился за помощью: "Я работаю только с тем, кто сам пришел за помощью".
  • 2. Расспрос клиента.

Этап расспроса включает в себя две фазы. На первой фазе происходит сбор информации и формулировка консультативных гипотез, на второй - консультант проверяет консультативные гипотезы.

Первая фаза расспроса. Формулирование консультативной гипотезы. На этом этапе задача консультанта - как можно лучше разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны конфликты и тревоги. На данном этапе используются открытые вопросы, техники эмпатичсского (нерефлексивного) слушания. Позиция психолога на этом этапе расспроса внешне пассивная, но при этом происходит активная внутренняя работа по анализу проблемы и формулированию консультативных гипотез.

Направления работы психолога-консультанта на данном этапе следующие:

  • 1) поддержание контакта. Средства - техники эмпатичсского слушания. На этом этапе важно придерживаться принципа принятия клиента;
  • 2) стимулирование клиента на дальнейший рассказ. Средства - открытые вопросы. Следует опросить клиента по следующей схеме: история возникновения проблемы (когда и в связи с чем появилась), отношения клиента со всеми действующими лицами, их отношение к проблеме, мнение человека о причинах проблемы, ухудшения и улучшения ситуации, с чем связаны, почему именно сейчас обратился в консультацию;
  • 3) структурирование беседы. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем обсуждается. Задавая вопрос, необходимо кратко пояснить, почему это необходимо обсудить. Используется также комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного;
  • 4) осмысление того, что говорит клиент - это внутренняя работа психолога. Психологу важно быть активным и понимающим на протяжении всего разговора, помнить имена, даты, детали. Можно записывать какие-то детали, но с разрешения клиента.

Для лучшего запоминания можно вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента.

Всего процесс расспроса длится 25-35 мин, первая фаза - 15-20 мин.

Вторая фаза расспроса клиента. Проверка консультативных гипотез. После того как гипотезы сформулированы, начинается этап их проверки.

Гипотеза - это попытка понять ситуацию клиента, связка "проблема - причина". Гипотеза формулируется психологом на основе его теоретических знаний о механизмах функционирования психики с использованием той или иной теоретической модели.

Гипотезы формулируются психологом на профессиональном языке "для себя". Вербально выраженная для клиента и на языке клиента гипотеза - это интерпретация.

На этом этапе характер вопросов консультанта меняется. Цель вопросов - уточнение возникших у консультанта идей относительно консультативных гипотез, поэтому вопросы становятся более точными и конкретными, появляется больше закрытых вопросов. Таких же точных и конкретных ответов психолог добивается от клиента.

Основной прием проверки консультативных гипотез - анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его поведение. При этом анализируется, когда именно и в связи с чем возникла ситуация, где именно происходила, кто участвовал, что конкретно говорили и делали, что чувствовал клиент, что думали и чувствовали другие, чем ситуация окончилась, какие имела последствия, на что оказала влияние.

Позиция психолога на этом этапе расспроса более активная, он может предлагать альтернативы, задавать детализирующие вопросы, стимулировать память клиента.

У клиентов часто возникают трудности при ответе на вопросы о чувствах. Для преодоления этих трудностей можно использовать альтернативные вопросы. Когда речь идет о переживаниях других, можно сказать, что достаточно предположений клиента о том, что чувствовал партнер.

Важно разобрать два-три таких конкретных примера. Если во всех ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения или переживаний клиента, гипотезу можно считать подтвержденной или опровергнутой.

Принципы отбора ситуаций для анализа:

  • 1) содержание ситуации должно быть связано с содержанием жалобы клиента;
  • 2) ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента;
  • 3) ситуации должны быть достаточно развернутыми.
  • 3. Оказание психокоррекционного воздействия. Интерпретация.

Так как большинство клиентов приходит лишь на одну консультацию, важно постараться даже за одну консультацию достичь каких-то значимых результатов. Поэтому консультация включает в себя элементы воздействия на клиента.

Воздействие не может носить форму совета или рекомендации. Какие же возможности остаются у консультанта за столь короткое время?

В рамках консультации возможно использовать следующие техники воздействия:

  • 1) акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев: "В начале нашей беседы вы жаловались на то, что начальник часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали несколько ситуаций, в которых вы сами выступали инициатором конфликта, а он искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?";
  • 2) задача - еще раз проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основного вопроса: "Чего добивается клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом?";
  • 3) воздействие реализовано, если в сознании клиента выстроена цепочка событий: чувство клиента (потребности в любви, власти) - неадекватные средства - негативная реакция партнера;
  • 4) роль консультанта - помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, критически оценив их, выбрать тот вариант поведения, который является наиболее подходящим;
  • 5) опираться на то, насколько клиент готов к изменениям, подчеркнуть, что реальные изменения необходимы;
  • 6) один из приемов воздействия - взглянуть на ситуацию глазами других людей: "А как он относится к этому?"
  • 4. Завершение беседы и выход из контакта.

Задачи данного этапа следующие.

  • 1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего). Необходимо выстроить логику сеанса для клиента в трех-четырех предложениях, после этого нужно выдержать паузу, дать клиенту возможность отреагировать.
  • 2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами - назвать свои часы приема, дать визитку. Специалисты - психиатры и юристы. Принятие решения о том, что контакты продолжатся. Сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько встреч понадобится. Дать домашнее задание.
  • 3. Прощание. Прощание не должно выглядеть формальным, необходимо проводить клиента до двери, сказать ему несколько теплых слов. Обращение по имени дает ощущение того, что работа прошла успешно. Важно избегать потока клиентов. Если клиент недоволен - сформулировать еще раз, с чем, по-вашему, связана его неудовлетворенность, порекомендовать что-то. Важно в любой ситуации оставаться профессионалом, признавая ограничения своей компетенции, не вступать с клиентом в излишние споры.

Обобщенно соотношение техник и этапов консультации представлено в табл. 1.5.

Таблица 15

Этапы и техники психологического консультирования

Особенности проведения консультации, состоящей из нескольких встреч. В серии консультаций, состоящих из нескольких встреч, можно выделить три ключевых периода.

  • 1. Первая встреча. На ней устанавливается контакт с клиентом, формулируется запрос клиента.
  • 2. Последующие встречи. Продолжение проработки проблемы.
  • 3. Завершение консультирования.

Особенности проведения первой встречи с клиентом. На первой встрече с клиентом необходимо решить следующие задачи.

  • 1. Установление контакта с клиентом.
  • 2. Устранение беспокойства клиента в начале беседы. Нужно обсудить чувства, которые испытывает клиент.
  • 3. Ознакомление клиента с процедурой консультирования. Подчеркнуть зависимость успеха процесса консультирования от сотрудничества между консультантом и клиентом. Это уменьшает тревогу.
  • 4. Выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. У клиента, направленного другим специалистом, сформировать "гештальт" сотрудничества. Выслушать его заново, даже если коллега рассказал вам о сути проблемы клиента.
  • 5. Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть неопределенным: "Что вас привело?"; "С чего вы хотели бы начать?"
  • 6. В начале избегать конкретности, актуальные вопросы держать в голове.
  • 7. Выслушивая, определять основную тему, круг проблем.
  • 8. Заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность.
  • 9. Не стараться сразу освободить его от страданий. Он должен уйти с болезненным пониманием, что надо что-то менять в своей жизни.

Цели первой консультации:

  • 1) поощрять открытое общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить;
  • 2) продвигаться в направлении более глубокого понимания клиента;
  • 3) настроить клиента на полезность каждой встречи;
  • 4) передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем;
  • 5) обозначить направления дальнейшей работы;
  • 6) объяснить, почему надо встречаться несколько раз.

Па первой встрече в основном собирается информация, происходит выделение основной проблемы.

Для первой встречи характерна большая активность консультанта.

Последующие встречи могут начинаться с обсуждения того, что произошло за неделю, или "домашнего задания".

Особенности следующих встреч:

  • 1) они должны нагляднее показать клиенту характер разделения ответственности;
  • 2) поощрять его выбирать тему самому, а не ждать вопросов консультанта;
  • 3) можно спросить: "О чем вы думали, направляясь на сегодняшнюю встречу?"

Завершение консультирования. Вопрос о прекращении встреч клиент и психолог решают вместе.

Последняя встреча включает в себя подведение итогов и установление важнейших результатов консультирования. Лучше, чтобы это сделал сам клиент, так как только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом происшедших перемен.

Возможно, однако, несовпадение мнения клиента и психолога:

  • 1) психолог считает, что пора закончить консультирование, а клиент к этому не готов и требует еще консультаций. В этом случае необходимо разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать. Часто такая реакция означает возникновение зависимости клиента от консультанта и стремление клиента к окончательному разрешению проблем, реакции переноса. До окончательного выяснения причин и проработки переносных реакций консультирование нельзя прерывать, или же следует переадресовать клиента психотерапевту;
  • 2) клиент хочет прекратить консультирование, психолог же считает, что еще рано, проблема еще не проработана. Причиной такой ситуации может быть неудовлетворенность клиента консультативным контактом или расхождение целей клиента и консультанта: клиент добивается краткосрочных целей, тогда как консультант - перспективных. Приоритет в этом случае отдается целям клиента.

После завершения консультирования нужно обсудить вопрос о необходимости встреч по окончании консультирования, дать клиенту возможность обращения в случае необходимости. Но если консультирование было эффективным, у клиента не возникнет в этом потребности.

Советы начинающему консультанту

  • 1. Преодоление напряжения. Не вытеснять тревогу, а обозначить ее и принять. Не оценивать себя и не причислять к категории. Выяснить, какие ситуации вызывают ощущение угрозы, и поначалу меньше с ними сталкиваться.
  • 2. Оставаться самим собой. Не растворяться в профессиональной роли, сохранять свою аутентичность. Не ориентироваться только на профессиональные знания. Не ставить нереалистических притязаний.
  • 3. Стремиться к внутренней интеграции - синтезу профессиональных навыков с личной идентичностью.
  • 4. Вместо жажды совершенства стремиться к мастерству. Не надеяться на успех с каждым клиентом. Осознавать свою ограниченность.
  • 5. Быть добросовестным - иметь мужество признаваться в незнании, когда не знаешь. Не обманывать себя.
  • 6. Не следует ожидать быстрых результатов. Невозможно решить проблемы за одну-две встречи. Необходимо уметь ждать в условиях неопределенности. Подлинные результаты могут стать видны намного позже окончания консультирования.
  • 7. Путь к развитию лежит через страдания - не стараться избавить клиента от страданий во что бы то ни стало. Задача консультанта - помочь клиенту осознать свободу действий, придать его страданиям конструктивное направление. Он должен уйти более уверенным в себе, но с болезненным пониманием, что надо что-то менять в своей жизни.
  • 8. Иногда ставить под вопрос собственную эффективность, позволять себе испытывать бессилие и вообще сомневаться в целесообразности консультирования.
  • 9. Не растворяться в проблемах клиента, отключаться после его ухода.
  • 10. Не морализировать и не поучать.
  • 11. Не давать советов и поспешных решений. Причины:
  • 1) раздача советов нарушает автономию личности;
  • 2) увеличивает зависимость клиента от консультанта;
  • 3) увеличивает неразбериху в его голове.

Но давать советы, когда клиент не способен сделать выбор и представляет повышенную опасность для себя и окружающих.

  • См.: Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Кочюнас Р. Психологическое консультирование. С. 127-141

В ходе конфликта, а также проблемы в организации, проекты, порой, кажется, быть заблокирован от движения вперед. В этот критический момент, инновационные и креативные решения обязаны помочь проекту выжить в это трудное время. Методы решения задачи и инструменты считаются предопределенных способов, которые могут быть использованы для организации мысли, чтобы продолжить процесс производства. Эти методы могут быть использованы в различных областях профессиональной, образовательной и личной сферах.

Многие творческие методы решения этой задачи обсуждались здесь, перед такими как обратный мозговой штурм , Mind картирование , СКАМПЕР и многое другое. Однако, эти методы зависят от командного обсуждения и творческого мышления на основе опыта команды и творческие способности. В то время как неограниченный характер этих методов способствует творческим и новаторским мышлением, результаты могут быть непредсказуемы и не имеют отношения к данному проекту. Результаты каждой дискуссии не может быть жизнеспособным в других частях проекта. Даже в рамках инновационного проекта, согласованного решения задач матрицы должны быть применены во время конфликта и проблемы, когда есть ограниченное время для открытых дискуссий.

ТРИЗ-это один из методов решения проблем, которые зависят от предыдущего опыта и логики/исследований, а не непредсказуемое мышление. ТРИЗ утверждает, что мы должны стоять на плечах гигантов при решении проблем. Многолетних исследований, проведенных тысячи инженеров для достижения инновационных решений для повторяющихся проблем должно рассматриваться как один из основных инструментов для решения проблем. Если существует проблема, в то время как определенная проблема решена в другой проект, этот опыт может сэкономить время, усилия и расходы, а не начинать с нуля.

Краткая история ТРИЗ

ТРИЗ-это русская аббревиатура для термина “теория решения изобретательских задач”. разработан в эпоху 1946 – 1985 г. г. в России изобретатель и автор СССР Генрихом Альтшуллером и его коллегами.. ТРИЗ зависит от изученной закономерности проблемы и решения. Более трех миллионов патентов были использованы для того чтобы обнаружить эти закономерности для того, чтобы решать будущие проблемы, основанные на предыдущей литературы. ТРИЗ была впервые введена в “о психологии изобретательского творчества”, опубликованной в 1956 г. в вопросы в психологии журнал. Эта теория широко используется в различных системах управления проектами и шесть процессов Сигмы.

[мс-защиты-контент]

Понимание ТРИЗ

Как правило, данная теория основана на гипотезе, что “кто-то, когда-то, где-то уже решена ваша проблема или один похож на него. Творчество означает нахождение такого решения и его адаптация к текущей проблемой”.

Эта гипотеза опирается на всеобщую связь с текущей проблемой или аналогичной, которая была решена в другом домене, например, в другом месте или отрасли. Принцип этого исторического решения могут быть импортированы и внедрены в существующую проблему. Опираясь на исследования эту гипотезу, основные выводы были обнаружены эти находки представляют Основы теории ТРИЗ:

  1. Проблемы и решения повторяются в различных отраслях и науках. По классификации “противоречия” (см. ниже) в каждой проблемы, можно прогнозировать хорошие творческие решения этой проблемы.
  2. Закономерности технической эволюции, как правило, должен быть повторен в различных отраслях промышленности и науки.
  3. Творческих инноваций часто используют научные эффекты за пределами области, где они были разработаны.
Метод ТРИЗ для решения проблем.
  • Выявить текущие проблемы проекта
  • Сравнивать проблемы в существующей общей проблемы ТРИЗ, как описано далее
  • Определить решение ТРИЗ для общей проблемы
  • Использовать предложенное решение определить проблемы проекта

Устранить Противоречия

На рисунке выше показывает, что существует фундаментальное противоречие является причиной любую проблему, устранив этого противоречия помогает найти решение проблемы. Противоречия в методике ТРИЗ не классифицируется исходя из своей природы в технических и физических противоречий, как следующие:

Технических противоречий

Технические противоречия, которые существуют в системе предотвращения его от достижения конкретной цели или добиться нужного решения. Другими словами, когда команда стремится к достижению цели, еще одно противоречие в процессе сиеста привалы. Например:

  • Творческие проекты хороши, но требуют времени проекта
  • Есть прибыльный проект, но компании не хватает финансов для его обслуживания
  • Широкий охват мобильного телефона-это хорошо, но башня передачи вредны для здоровья.

Физические противоречия

Физических противоречий возникает, когда проект или система имеет противоположные требования. Так, одной и той же части системы, имеющие две противоположные потребности, такие как следующие:

  • Рекламную кампанию следует рассматривать как мужчинам, так и женщинам одновременно.
  • Дизайн интерфейса должен быть прост в навигации и полной функции в то же время.
  • Творческий коллектив должен иметь время, чтобы подумать, но время мозгового штурма ограничено.

Методика ТРИЗ направлена на элемент выше противоречия для того, чтобы решить проблемы. Технические противоречия могут быть решены через 39 принципы ликвидации, в то время как физические противоречия могут быть решены на основе четырех принципов, глядя на надсистемы, подсистемы, разделение времени и пространства. Для того, чтобы оценивать эти противоречия, используется метод оценки. Ускорение инновационной деятельности с ТРИЗ Валерий Сучков содержит более подробные сведения о выполнении оценки для ТРИЗ противоречия и понять его вес.

ТРИЗ 40 принципы

Различные способы и методы были реализованы с помощью метода ТРИЗ для решения проблем. Наиболее часто используется в ТРИЗ 40 принципы. Эти принципы используются для устранения противоречий и предложить общие решения в действия два и три потока ТРИЗ обсуждаемые ранее в этой статье. На основании журнала ТРИЗ 40 принципы включают следующее:

  1. Сегментация
  2. Достав
  3. Местное Качество
  4. Асимметрия
  5. Слияние
  6. Универсальность
  7. “Матрешка”
  8. Анти-вес
  9. Предварительные противорвотное действие
  10. Предварительные действия
  11. Заранее демпфирование
  12. Эквипотенциальность
  13. Наоборот
  14. Spheroidality
  15. Динамика
  16. Частичного или избыточного действия
  17. Другое измерение
  18. Механические вибрации
  19. Периодического действия
  20. Непрерывность полезного действия
  21. Вприпрыжку
  22. “Нет худа без добра”

Оперантные методы могут быть использованы для решения ряда задач.
1. Формирование нового стереотипа поведения, которого до этого не было в репертуаре поведенческих реакций человека (например, кооперативное поведение ребенка, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка и т. д.). Для решения этой задачи может быть использовано несколько стратегий выработки нового поведения.
Под шейпингом понимается поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было свойственно ранее индивиду. В цепи последовательных воздействий важным является первый элемент, который, хотя и отдаленно, связан с конечной целью шейпинга, однако с большой степенью вероятности направляет поведение в нужное русло. Этот первый элемент должен быть точно дифференцирован, а критерии оценки его достижения четко определены. Для облегчения проявления первого элемента желательного стереотипа должно быть выбрано условие, которое может быть достигнуто быстрее и легче всего. Для этого используется разнообразное варьирующее подкрепление, от материальных предметов до социального подкрепления (одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение его внимания к одежде.
В случае «сцепления» используется представление о поведенческом стереотипе как о цепи отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим новый поведенческий акт. При реализации стратегии сцепления следует начинать с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к самому концу цепи, к цели. Рассмотрение сложного поведения как цепи последовательных поведенческих актов позволяет понять, какая часть цепи хорошо сформирована, а какая должна быть создана с помощью шейпинга. Тренинг должен продолжаться до того момента, пока желательное поведение всей цепи не осуществляется с помощью обычных подкрепляющих стимулов.
Фейдинг - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно прочно сформированном стереотипе пациент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. Фейдинг играет важную роль при переходе от тренировок с психотерапевтом к тренировкам в повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят от других людей, замещающих психотерапевта.
Побуждение является вариантом вербального или невербального подкрепления, который повышает у обучающегося уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных или на нужных действиях, или на объекте действия и т. д.
2. Закрепление уже имеющегося в репертуаре индивида желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи может использоваться положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, контроль стимула.
3. Уменьшение или угашение нежелательного стереотипа поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения.
4. Лишение всех положительных подкреплений.
5. Оценка ответа.

Оперантное обусловливание - процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или вознаграждения, будет, скорее всего, повторено.

Подражание - процесс научения, при котором человек усваивает реакции, наблюдая за другими и копируя их.

Классическое обусловливание - процесс научения посредством временной ассоциации, при которой два события, которые раз за разом происходят через короткий промежуток времени, сливаются в сознании человека и вызывают одну и ту же реакцию.

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 294 |