© 2014 сайт

Электрический сигнал, сгенерированный в момент съёмки матрицей цифрового фотоаппарата , поступает в процессор камеры в виде массива оцифрованных, но пока ещё не обработанных или, если угодно, «сырых» данных. Эти данные затем либо записываются без дальнейшей обработки на карту памяти в виде т.н. RAW-файла, либо же предварительно обрабатываются процессором камеры, который формирует на их основе полноценное изображение и сохраняет его в формате JPEG. Фотографии в формате JPEG являются окончательным продуктом фотографического процесса и полностью пригодны для просмотра, печати, публикации в интернете или любых других практических нужд. Снимки же, сохранённые в виде RAW-файлов, должны быть отредактированы в специальной программе-конвертере , которая позволяет превратить сырые данные, предоставленные матрицей, в графическое изображение в формате JPEG или TIFF. Съёмка в RAW применяется в тех случаях, когда фотограф по тем или иным причинам не хочет доверять обработку снимка процессору фотоаппарата и предпочитает провести конвертацию самостоятельно. В любом случае, все цифровые фотографии рождаются в виде RAW-данных, а конечным результатом является JPEG, но ручная конвертация обеспечивает более полный контроль над свойствами итогового изображения по сравнению с автоматической внутрикамерной конвертацией. Важно понимать, что использование RAW не обязательно ведёт к повышению качества изображения, оно просто делает процесс получения фотографии более управляемым и предсказуемым.

В то время как JPEG является полноправным графическим форматом с расширением.jpg, RAW обозначает не самостоятельный формат файлов, а, скорее, семейство форматов, имеющих в зависимости от производителя камеры различные спецификации и расширения: .cr2 (Canon), .nef (Nikon), .arw (Sony), .pef (Pentax), .orf (Olympus), .raf (Fujifilm) и т.д.

Помимо оцифрованных значений яркости для каждого фотодиода матрицы RAW-файл содержит сформированное камерой JPEG-изображение, необходимое для предварительного просмотра, а также различные метаданные, как то: спецификации фотоаппарата и его матрицы, описание параметров экспозиции, настройки баланса белого и стилей изображения, дата и время съёмки.

По своей природе RAW-файл не является изображением, но несёт в себе информацию, необходимую для формирования изображения. В связи с этим RAW-файл часто сравнивают с плёночным негативом в традиционной фотографии. Цифровой негатив – хорошая метафора. Как традиционный негатив, содержащий после экспонирования скрытое изображение, нуждается в проявлении, так и RAW-файл нуждается в конвертации, чтобы скрытое в нём изображение увидело свет. И как у традиционного фотографа есть выбор: отдать отснятую плёнку в фотолабораторию для автоматического проявления и печати или же проявлять и печатать собственноручно, контролируя все нюансы фотопроцесса, так и нетрадиционный цифровой фотограф может выбирать: поручить ли конвертацию процессору камеры или редактировать файлы вручную с использованием RAW-конвертера.

Несмотря на то, что сам я снимаю преимущественно в RAW, я вовсе не призываю вас следовать моему примеру. Это дело индивидуальное. И RAW, и JPEG имеют свои уникальные преимущества и недостатки, а потому ни один подход не может считаться безоговорочно лучшим.

Преимущества JPEG

  • Съёмка в JPEG экономит время. Ручная же обработка снимков – процесс небыстрый и требующий специальных навыков.
  • JPEG, снятый хорошим аппаратом, выглядит лучше, чем бездарно отредактированный RAW.
  • Файлы в формате JPEG занимают намного меньше места как на карте памяти, так и на жёстком диске. Хранение большого количества RAW-файлов съедает дисковое пространство быстрее, чем вам бы того хотелось.
  • Поскольку маленькие файлы быстрее записываются на карту памяти, буфер фотоаппарата также освобождается быстрее, что при серийной съёмке позволяет делать более длинные серии.
  • JPEG – самый универсальный и популярный графический формат. Фотографии в JPEG сразу же после съёмки полностью готовы к использованию. Их без труда можно открыть в любой программе, и через десятки лет они всё ещё будут доступны для просмотра и редактирования. В то же время RAW-файлы не могут быть визуализированы напрямую и нуждаются специфическом конвертере, поддерживающем конкретный RAW-формат, конкретную камеру и конкретный объектив. Производители фотооборудования имеют скверную привычку время от времени менять собственные стандарты, и никто не поручится, что теперешние RAW-файлы можно будет прочитать в будущем.

Преимущества RAW

  • RAW-файлы имеют разрядность от 12 до 14 бит (4096-16384 градаций), в то время как JPEG – только 8 бит (256 градаций). Высокая разрядность делает возможными очень смелые манипуляции с изображением без риска возникновения постеризации и прочих артефактов. Разница между RAW и JPEG особенно заметна при попытках осветлить тёмные участки кадра.
  • Фотографическая широта RAW-файла на несколько ступеней больше, чем у JPEG, что немаловажно при съёмке в условиях контрастного освещения.
  • RAW-файл формально не имеет цветового пространства , и все манипуляции с цветом производятся до преобразования данных в ограниченную по цветовому охвату палитру sRGB конечного файла.
  • Баланс белого цвета может быть настроен после съёмки.
  • Яркость, контраст, цветовая насыщенность, подавление шума, повышение резкости и прочие параметры изображения находятся под полным контролем фотографа.
  • Редактирование RAW-файлов недеструктивно: исходные данные при обработке остаются нетронутыми и к ним всегда можно вернуться для новой конвертации.
  • Различные RAW-конвертеры интерпретируют RAW-файл по-разному, что позволяет фотографу выбирать программу в соответствии со своим вкусом и требованиями к качеству снимка.

Какой формат выбрать?

Многие начинающие фотолюбители, узнав о существовании RAW-форматов, приходят к мысли, что снимать нужно только и исключительно в RAW, поскольку это якобы признак профессионализма. Это в корне не верно. Профессионалы с равным успехом используют как RAW, так и JPEG в зависимости от своих потребностей. Например, фотографы-пейзажисты обычно оперируют сравнительно небольшим количеством фотографий, но дорожат качеством изображения и уделяют много внимания индивидуальной обработке каждого снимка, а потому работают в основном с RAW. Фоторепортёры, напротив, снимают преимущественно в JPEG, потому как знают, что их кадры всё равно будут опубликованы в небольшом размере, а вот оперативно предоставить только что отснятый материал редактору нужно как можно быстрее в готовом для публикации виде.

Попробуем же теперь разобраться, какой формат подходит лично вам.

Вам следует снимать в JPEG, если…

  • Вы новичок в фотографии. В самом деле, если вы собрались снимать в RAW только потому, что хотите иметь возможность исправить ошибки экспозиции или баланса белого задним числом, то не лучше ли будет сперва научиться избегать подобных ошибок?
  • Качество изображения не имеет принципиального значения. Это справедливо не только для репортажей, но и для большинства любительских протокольных снимков.
  • Вы производите огромное количество фотографий и не хотите тратить время на их конвертацию.
  • Ваши снимки не нуждаются в агрессивной обработке.
  • Вас полностью устраивает то, как выглядят фотографии на выходе из фотоаппарата. С RAW-файлами связываются не от хорошей жизни, и если вам удаётся достигать нужного результата средствами камеры, то незачем всё усложнять.

Вам следует снимать в RAW, если…

  • У вас есть время, желание, избыток дискового пространства и уверенность в собственном преимуществе перед бездушным автоматом.
  • Вы склонны подвергать свои фотографии глубокой творческой обработке. Именно здесь избыточная информация, содержащаяся в RAW-файле, оказывается как нельзя кстати.
  • Вы стремитесь максимально эффективно использовать динамический диапазон сенсора своей камеры.
  • Вас просто не устраивает то, как выглядят фотографии на выходе из фотоаппарата, и вы убеждены, что на выходе из RAW-конвертера они будут выглядеть лучше.

RAW+JPEG

Некоторые фотографы предпочитают снимать в режиме RAW+JPEG, позволяющем записывать каждый снимок сразу в двух форматах. В этом есть рациональное зерно. Вы сразу получаете готовые фотографии в формате JPEG и, если они в порядке, продолжаете работать именно с ними, а в тех случаях, когда внутрикамерная обработка не справилась со своей задачей, вы обращаетесь к RAW-файлам и конвертируете их вручную.

Если вы из тех, кто лично редактирует большинство своих фотографий, то дополнительный JPEG становится лишним. Снимайте в RAW, а если для каких-то снимков вам понадобится внутрикамерный JPEG, то его легко сгенерировать из RAW-файла. Программы для обработки изображений, поставляемые вместе с камерой (например, Nikon View NX или Canon Digital Photo Professional), обычно позволяют сконвертировать снимок «как есть», успешно имитируя внутрикамерную обработку.

TIFF

Я не вижу смысла снимать в формате TIFF, даже если такая опция присутствует в вашей камере. TIFF содержит уже интерполированные и обработанные данные и потому не может служить альтернативой RAW, если вы планируете всерьёз редактировать свои снимки. Также TIFF не имеет никакого практического преимущества и перед JPEG, хотя занимает намного больше места. При этом формат TIFF вполне уместен для промежуточной обработки уже сконвертированных фотографий, а также для их последующего хранения.

При съёмке в JPEG вашу работу над фотографией следует считать по большому счёту завершённой, как только спущен затвор. В связи с этим все решения, влияющие на конечный вид снимка, должны быть приняты заранее, а настройки камеры должны всецело отвечать условиям съёмки.

Экспозиция

Экспозиция должна быть безупречной. У вас будет возможность незначительно осветлить тени, но пересвеченные участки будут потеряны навсегда. При определении экспозиции следует ориентироваться на сюжетно значимые объекты, даже если это автоматически приведёт к передержке или недодержке второстепенных элементов кадра.

Баланс белого

Баланс белого цвета нужно определить как можно более тщательно, поскольку цветокоррекция JPEG-файла чревата головной болью. Научитесь пользоваться тонкой настройкой баланса белого, а в наиболее ответственных ситуациях устанавливайте баланс белого вручную.

Стиль изображения

Стиль изображения определяет общий вид снимка и влияет на такие параметры, как контраст, яркость, цветовая насыщенность, цветовой баланс и резкость. Несмотря на то, что все эти свойства можно скорректировать в Фотошопе , желательно всё же сразу угадать со стилем в момент съёмки. В случае сомнений отдавайте предпочтение более нейтральным стилям с меньшими значениями контраста, насыщенности и резкости, поскольку эти параметры достаточно легко впоследствии усилить, но очень сложно убавить без разрушительных последствий для изображения.

Качество

Советую снимать в высоком качестве, т.е. с наименьшей степенью сжатия. Вы всегда сможете пересохранить снимки с меньшим качеством, а вот избавиться от артефактов избыточного сжатия никак не получится. Разрешение же выбирайте исходя из практических нужд.

Цветовое пространство

Если sRGB не установлено по умолчанию, то вам следует вручную выбрать именно sRGB. Это наиболее универсальное цветовое пространство и, выбирая его, вы страхуетесь от некорректного отображения цветов в различных программах.

Подавление шумов

Желательно выбирать минимально необходимый уровень шумоподавления, чтобы фотографии не приобрели излишне глянцевый вид. Ещё лучше, когда камера может автоматически настраивать уровень шумоподавления в соответствии со значением чувствительности ISO.

Редактирование

Как уже неоднократно говорилось, JPEG не предназначен для глубокой обработки, но минималистичное редактирование может оказаться вполне приемлемым. Допустимы: незначительное увеличение контраста и цветовой насыщенности, избирательное повышение резкости, деликатное осветление и затемнение. Ретуширование мусора и прыщей также не является преступлением.

Снимать в RAW следует с прицелом на последующую обработку кадра. Выбирая параметры съёмки, вы должны не только учитывать текущие условия, но и заранее планировать дальнейшие стадии реализации вашего творческого замысла. Чем более отчётливо вы представите себе стратегию конвертации будущей фотографии, тем более управляемым будет весь фотопроцесс.

Экспозиция

Экспонируйте по светам, руководствуясь принципом ETTR (Exposure To The Right). Если сцена имеет высокий контраст, то снимок может получиться достаточно тёмным. Это не беда – вы легко осветлите его в RAW-конвертере, сохранив при этом детали в светах. Следует помнить, что в момент съёмки вы стремитесь получить не окончательный результат, а, скорее, заготовку для будущей фотографии.

Если вы используете гистограмму для определения экспозиции, то не забывайте, что она рассчитывается на основании JPEG-миниатюры, а значит, подвержена влиянию баланса белого и стилей изображения и в некоторых случаях может привирать относительно реальной экспозиции. Со временем вы научитесь распознавать подобные ситуации и вносить соответствующие коррективы.

Баланс белого

Установки баланса белого цвета в момент съёмки никак не влияют на RAW-данные, но влияют на гистограмму, а потому имеет смысл настраивать баланс белого хотя бы приблизительно, выбирая один из готовых режимов. Тонкую настройку вы произведёте позже.

Стиль изображения

Выбор стиля изображения опять-таки ни к чему вас не обязывает, но лично мне приятно, когда на экране камеры фотография выглядит более-менее презентабельно. Если у вас нет времени на подобную эстетику, то просто выберите Neutral или Faithfull.

Качество

Цветовое пространство

Установленное в камере цветовое пространство (sRGB или Adobe RGB) не имеет абсолютно никакого значения и никак не ограничивает действительно важный выбор цветового пространства на выходе из RAW-конвертера. Тем не менее, я предпочитаю, чтобы в камере было выбрано sRGB, на тот случай, если мне вздумается поснимать в JPEG.

Подавление шумов

Настройки шумоподавления можно смело игнорировать за исключением субтрактивного подавления темнового шума на длительных выдержках. Последнее влияет как на JPEG, так и на RAW.

Редактирование

Моя персональная процедура конвертации RAW-файлов достаточно подробно описана в статье «Как пользоваться Adobe Camera Raw ». Популярный редактор-каталогизатор Adobe Lightroom использует движок Camera Raw, а потому конвертацию в Lightroom можно проводить по аналогичному протоколу. Хорошими конвертерами являются также DxO Optics Pro и Phase One Capture One PRO. Программы, предлагаемые производителями фотооборудования, не слишком удобны, и единственное их назначение, по моему мнению, – быстрая конвертация RAW в JPEG с использованием настроек камеры.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Все профессиональные и многие любительские камеры дают возможность сохранять снимки в формате RAW. RAW - это общее название формата, расширения у файлов фотографий могут отличаться в зависимости от производителя. Это может быть *.NEF, *.CR2, *.ARW и другие .

Название RAW образовалось от английского слова raw, что означает сырой, то есть необработанный. Эти файлы содержат максимальное количество необработанной информации о снимке. Это позволяет в процессе редактирования снимка на компьютере получить максимальное качество финального изображения и манипулировать фотографией как угодно.

RAW образуется от получения данных с . Матрица - это устройство, которое воспринимает спроецированный на неё световой поток . Полупроводниковые фотодатчики, из которых состоит матрица, примерно одинаково чувствительны ко всем цветам. Поэтому, чтобы получать цветное изображение, каждый фотодатчик накрывается цветным фильтром красного, зеленого или синего цвета. Это образует цветовую модель RGB (Red, Green, Blue).

Из-за светофильтра каждый фотоэлемент воспринимает лишь 1/3 цветового спектра. Данные об остальной части спектра берутся из соседних фотодатчиков. Всю эту информацию обрабатывает и компонует процессор. Формирование конечного цвета одного пикселя происходит благодаря получению данных не менее чем от девяти фотоэлементов матрицы.

Фильтр Байера предполагает размещение фотофильтров в строго определенном порядке.

Стоит заметить, что фотоэлементов зеленого цвета в два раза больше, чем остальных цветов. Это позволяет добиться изображения, максимально адаптированного к человеческому зрению.

Чтобы снизить количество артефактов, разрабатывались различные вариации фильтров Байера. Они содержали изменения в однородности расположения фотофильтров. Таким образом, были получены устройства, которые строили изображение, основываясь не на 4-х элементах, а на 12-ти и 24-х. Широко распространения такой подход не получил, так как для работы с такими системами нужна была очень большая вычислительная мощность.

Для наглядности принципа работы фильтра Байера, сделаем снимок:

Фотография сквозь фильтр Байера (400%)

Конечная фотография (400%)

Конечная фотография (400%)

В результате, получилась фотография, каждый пиксель которой содержит лишь один цвет. По отдельности каждый цвет не дает четкого представления об изображении, но объединив три составляющих, можно получить рисунок. После получения такого результата, процессор должен на основании цвета соседних точек добавить недостающие цвета в каждый пиксель. Это делается методом интерполяции.

Размытость изображения связана с особенностью работы фильтра Байера. Чтобы исправить это, процессор камеры принудительно добавляет снимку резкость. Иногда еще исправляется контрастность и насыщенность цветов, убирается шум. Улучшения четкости изображения позволяет добиться и увеличение количества пикселей сенсора. В связи с тем, что вычислительная мощность фотоаппарата ограничена, всю обработку можно делать на компьютере. Большинство профессиональных камер вообще не содержат возможность обработки снимков. Они делают только сырые RAW фотографии или имеют возможность отключать обработку снимков камерой.

Современные зеркальные и некоторые компактные камеры имеют возможность записывать изображения в сырой RAW формат. Такие файлы содержат данные о сигнале яркости в каждом диоде и данные о цвете каждого пикселя. Это позволяет на компьютере получить файл, который можно обрабатывать в RAW конвертере и управлять большим количеством параметров снимка.

При сохранении изображения в формате Jpeg, камера обрабатывает сырой снимок и ужимает его до значения, приемлемого для вывода на современных мониторах и для печати на принтере. Данных в Jpeg файле очень мало. Поэтому, если во время съемки была выставлена не правильная экспозиция или баланс белого, Jpeg будет восстановить очень трудно. Это непременно повлияет на качество снимка. В некоторых случаях восстановить снимок не удастся. При съемке в RAW, изображение содержит очень большой массив данных, поэтому ими можно свободно манипулировать. Это позволяет вытягивать детали из ярких или темных участков фотографии, улучшать детализацию и цвета снимка без потери качества. RAW файлы обычно содержат 12 или 14 бит/канал, а Jpeg всего 8.

Детализация обработанных RAW файлов всегда лучше, чем у jpeg. Это связано с тем, что обработка снимка в камере осуществляется по грубому и не всегда оптимальному алгоритму. Во всем виновата нехватка вычислительной мощности и необходимость быстро работать, ведь для камеры очень важно иметь высокую скорость записи снимков. RAW позволяет задавать основные параметры съемки, такие как компенсация экспозиции, баланс белого, стиль изображения, насыщенность, контраст и резкость не до съемки, а после.

Обработка сырых RAW-файлов осуществляется специальными конвертерами. Это программное обеспечение, которое позволяет делать из необработанных данных конечные файлы в формате JPG.

Конвертеров очень много. Каждый производитель камер поставляет с фотоаппаратом свой конвертер: Konica Minolta Dimage Viewer, Canon Digital Photo Professional, Olympus Master, Nikon Capture NX, Pentax Photo Laboratory, Sony Image Data Converter SR. Существуют также конвертеры сторонних производителей. Они универсальны и подойдут для любых RAW файлов: Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Camera Raw, Apple Aperture (только для Mac OS X), Capture One.

В результате съемки в Raw формате снимков на флеш-карте меньше, а времени на обработку приходится затрачивать больше. Так почему же тогда почти все профессиональные фотографы предпочитают снимать в этом формате? Ниже вы найдете ответы на 8 часто задаваемых новичками вопросов о съемке в Raw.

1. Что же такое Raw?

Итак, давайте рассмотрим все “за” и “против”. По сути, Raw является просто форматом файла, а его цифровой альтернативой выступает JPEG. Возможность является существенным преимуществом цифровых зеркальных фотокамер, а также дорогих компактных фотоаппаратов.

2. В чем же главные преимущества Raw перед JPEG?

Raw файл, как и предполагает его название (в переводе с английского - сырой), хранит данные, полученные с матрицы фотоаппарата, в сыром, необработанном виде. Это дает массу преимуществ в отношении качества и постобработки фотографии.

Многие воспринимают Raw файлы, как цифровой аналог старомодного пленочного негатива. Этот “современный негатив” хранит в себе большое количество информации, которая доступна в “цифровой фотолаборатории”, т.е. в соответствующих компьютерных программах, предназначенных для редактирования.

Raw-файл дает вам все исходные данные, настройки которых вы можете позже изменить без потери качества изображения. Вы можете отрегулировать резкость, контрастность, баланс белого и даже экспозицию уже после того, как отсняли материал, в этом и заключается преимущество формата Raw.

3. Эти настройки не должны устанавливаться непосредственно во время съемки?

Некоторые старожилы, пожалуй, возразят, но, на мой взгляд, вся прелесть цифровой фотографии именно в том, что она дает нам возможность контролировать гораздо больше.

Благодаря Raw формату вы можете настраивать цвет, контраст, яркость, тени, и все это никак не отразится на качестве. Поэтому каждый хороший фотограф должен пользоваться такими возможностями в полной мере.

С помощью Raw вы можете, как и спасти почти безнадежный кадр, так и просто отрегулировать базовые настройки.

4. Есть ли еще какие-то плюсы у Raw формата?

Да. Он захватывает больше информации. JPEG является 8-битным изображением со значением каждого из трех базовых цветов (красный, зеленый, синий) от 00000000 до 11111111.

Для тех, кто не владеет системой двоичного кода, поясню, что это означает, что JPEG содержит 256 различных значений для каждого цветового канала.

Следовательно, пиксели изображения могут отображать до 16,7 миллионов оттенков (256x256x256). Однако, цифровой зеркальный фотоаппарат способен распознать еще больше цветов…

5. Насколько больше?

Цифровые зеркальные камеры, как правило, бывают 12 битными или 15 битными с уровнями яркости для каждого канала от 4000 до 16000.

В итоге получается 68,7 млрд. или 35,1 триллионов различных оттенков.

Вам может показаться, что такое количество информации просто и не нужно, но именно благодаря такому колоссальному объему данных вы можете вносить серьезные изменения в настройки контраста, экспозиции, цветового баланса в процессе редактирования и при этом избегать таких неприятных побочных эффектов, как например, постеризация.

Топовые программы по обработке способны работать в 16-битном режиме редактирования, что позволяет сохранять все данные на протяжении всего процесса обработки.

Фотонаука: Как матрица вашего фотоаппарата обрабатывает цвет в JPEG и RAW форматах.

Для того чтобы распознать цвет каждый пиксель на сенсоре вашей камеры оснащен одним из трех цветовых фильтров (красный, зеленый или синий). Таким образом, один пиксель может оценить яркость только одного из основных цветов. Однако, сопоставляя значения соседствующих пикселей, можно выявить точный цвет каждого из них.

Когда вы фотографируете в JPEG, процесс распознавания цвета через соседние пиксели происходит в самой камере. Снимая в Raw, вы можете внести необходимые изменения и на компьютере уже после съемки.

Большинство камер использует фильтр цветовой модели Байера (он показан на этой картинке). В этой системе количество зеленых фильтров вдвое больше, чем красных и синих, это объясняется тем, что глаз человека более чувствителен именно к зеленому цвету.

6. Все ли редакторы поддерживают Raw формат?

Большинство программ частично поддерживают Raw формат. Могут пригодиться в обработке программы, идущие в комплекте с вашей камерой, а последние версии таких популярных программных обеспечений, как Serif PhotoPlus, Adobe Photoshop, Photoshop Elements и Corel PaintShop Pro полностью поддерживают файлы формата Raw.

Однако, формат Raw не стандартизирован, каждый производитель использует собственную систему кодировки информации. Более того, с каждым выходом новой камеры в эту систему вносятся некоторые изменения. В связи с этим фоторедакторы должны постоянно обновляться, чтобы корректно работать с Raw файлами новейших фотокамер.

7. Но почему нельзя стандартизировать Raw?

Да, этот факт, конечно, иногда выводит из себя. Обновленные программные обеспечения становятся доступны только спустя некоторое время после выхода в свет новой камеры. А компания Adobe, как не печально, не предоставляет обновлений для устаревших версий Photoshop (т.е. вам приходится полностью обновлять программу, хотя куда проще было бы просто установить бесплатный плагин на случай, если вы не пользуетесь последней версией этого лидирующего на мировом рынке программного обеспечения).

Компания Adobe пыталась ввести собственный стандарт для сырых файлов, DNG (Цифровой негатив), но лишь немногие производители поддержали такое нововведение.

8. Стоит ли использовать Raw постоянно?

Используйте Raw так часто, как это возможно. Хотя есть и некоторые недостатки, файлы Raw занимают гораздо больше места на карте памяти и на компьютере, чем JPEG и записываются дольше. Соответственно при серийной съемке буфер камеры заполняется быстрее, и фотоаппарат начинает тормозить. У некоторых зеркальных камер буфер заполняется уже через 4-5 кадров.

По этой причине спортивные фотографы, как правило, снимают в формате JPEG. Это позволяет им фотографировать с высокой кадровой частотой, чтобы не упустить лучший кадр.

Многие современные профессиональные и полупрофессиональные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в формате RAW. Этот стандарт существенно отличается от более популярного формата JPEG. RAW-данные представляют собой «чистую» информацию, полученную камерой со светочувствительного сенсора. Благодаря тому, что снимки RAW содержат избыточную информацию, без компрессии и соответствующих потерь, шансов исправить фотографию, полученную в этом формате, намного больше, чем в случае со снимком в JPEG.

⇡ Что такое RAW?

Чтобы понять, что означает «сырая информация», заложенная в этот формат, необходимо представить себе принцип работы главного элемента камеры — светочувствительной матрицы.

Светочувствительная матрица обычной фотокамеры представляет собой массив из фотоэлементов. Каждый элемент такой матрицы используется для преобразования световой энергии в электрическую. Чем больше сенсорных элементов на матрице, тем теоретически выше ее разрешающая способность. Все они работают синхронно, но каждый фотоэлемент в матрице камеры фиксирует свою область спектра.

Порядок расположения фотодиодов, фиксирующих тот или иной цвет, в большинстве случаев подчиняется алгоритму под названием фильтр Байера. Это наиболее популярный вариант расположения фотоэлементов, при котором используются три цветовые составляющие: красный, синий и зеленый. Они располагаются таким образом, что образуется квадрат с двумя зелеными датчиками и по одному — красного и синего цветов.

В результате при создании фотографии получается цветное мозаичное изображение, состоящее из трех совмещенных одноцветных картинок. Чтобы получить полноценную картинку, процессор камеры на лету применяет аппроксимирующий фильтр, который устраняет цветные артефакты и «додумывает» недостающие детали изображения. Недостаток цветовой информации восполняется усредненным значением, просчитанным на основе данных соседних ячеек цвета. Формат RAW позволяет перехватить поток данных еще до применения аппроксимирующего фильтра.

По большому счету говорить о том, поддерживает ли та или иная камера стандарт RAW, некорректно. Все фотокамеры используют один и тот же способ описания визуальной информации, построенный на вычислении алгоритма Байера (разве что некоторые фотоаппараты используют немного другую пиксельную сетку. — прим. ред. ). Однако не все камеры способны сохранять исходные данные, которые мы называем RAW-файлами. В материале «CHDK: вторая молодость цифровика, или что скрывает ваш Canon?» мы уже рассказывали читателям сайта об альтернативной прошивке CHDK для фотокамер Canon. Эта программа позволяет сохранять на карту памяти снимки в формате RAW даже в дешевых фотоаппаратах, где такая функция не предусмотрена. Поэтому, если вы хотите «пощупать» фотографии в формате RAW, но пока не готовы поменять свой IXUS или PowerShot на более дорогую модель, обязательно обратите внимание на возможности CHDK.

Но стоит иметь в виду, что при съемке в RAW с использованием CHDK остаются некомпенсированными оптические искажения, обусловленные особенностями объектива камеры. В RAW-конвертерах обычно есть профили для подавления разного рода искажений, но они привязываются к конкретным моделям объективов. Понятное дело, что в списке предустановленных профилей вы не найдете заготовок для бюджетных камер, которые не должны уметь снимать в RAW. Поэтому подавлять дисторсию придется вручную, на глазок.

⇡ Достоинства и недостатки RAW

Формат RAW имеет свои достоинства и свои недостатки. Сначала о недостатках. Во-первых, как было сказано выше, такие файлы содержат избыточную информацию, поэтому размер их гораздо больше в сравнении с прочими стандартами. Так, например, при размере изображения 2 Мбайт в формате JPG, аналогичный DNG (файл в открытом RAW-формате Adobe) может занимать 19 Мбайт. Понятно, что при активной работе фотографа, который сохраняет RAW-фотографии в хорошем разрешении, объем даже самой большой карты памяти быстро исчерпывается.

Другой недостаток файлов RAW вытекает из первого. Большой объем записываемых данных мешает вести скоростную серийную съемку. Устройство просто не успевает записывать сохраняемые данные, и количество кадров, фиксируемых камерой за единицу времени, заметно снижается по сравнению со скоростной съемкой в JPG. Кроме того, сохранение данных в RAW задействует дополнительные аппаратные мощности, так как приложению необходимо выделять больше оперативной памяти на обработку избыточных данных.

Также стоит иметь в виду, что многие производители цифровых камер используют свои спецификации RAW. Из-за этого родилось множество несовместимых форматов. Одно из возможных решений неразберихи с форматами — использование универсального формата Digital Negative (DNG) от Adobe, который позиционируется как открытый стандарт. Сейчас уже есть камеры, которые сохраняют снимки непосредственно в DNG. Кроме этого, для конвертирования в этот формат можно использовать специальные конвертеры, например Adobe DNG Converter.

Достоинства RAW в определенной мере компенсируют его недостатки. А достоинств у снимков в RAW очень много. Во-первых, этот формат позволяет восстановить экспозицию, поскольку динамический диапазон шире, чем в случае с JPG. Причем настройка недостаточной или избыточной выдержки в случае с RAW — это не просто «вытягивание» темных или засвеченных областей.

Собственно, если на JPG имеется белый засвет, то в случае уменьшения яркости детали на нем не проступят — информации для восстановления картинки в этом белом пятне просто нет. Другое дело — RAW. Для «сырого» снимка настройка экспозиции сводится к выбору нового значения выдержки. Результат такой коррекции почти всегда отличный — как если бы вы сделали снимок и точно угадали, какое нужно установить время срабатывания затвора.

Второе важное достоинство RAW — большая глубина цветовой палитры. Она дает фотографу шанс лучше настроить цветопередачу. Также на RAW-снимках удобно исправлять искажения объектива, бороться с шумом, использовать альтернативные подходы к устранению мозаики Байера и так далее. Но все эти достоинства становятся очевидными лишь в тех случаях, когда для обработки снимков в формате RAW используется хороший редактор. Рассмотрим некоторые из них.

⇡ Adobe Camera RAW 7

Adobe Camera RAW — это классический вариант обработки изображений в «сыром» формате. Популярность этого инструмента понятна и очевидна — модуль Adobe Camera RAW включен в поставку Adobe Photoshop, а этот графический редактор есть практически у каждого, кто серьезно занимается фотографией. Несмотря на то, что Adobe Camera RAW можно открыть только при запущенном «Фотошопе», модуль дает возможность обрабатывать снимки и сохранять их в JPEG, TIFF или в PSD напрямую, не обращаясь к инструментам Photoshop.

Adobe Camera RAW — это довольно удобный инструмент, который включает в себя множество полезных настроек. За подбором нужных параметров изображения можно провести не один час. Возможно, самое главное достоинство модуля — это то, что все правки, которые вносятся в изображение, могут быть с легкостью отменены даже в том случае, если RAW-файл был закрыт и потом снова открыт. Принцип неразрушающего редактирования распространяется на все инструменты Adobe Camera RAW, в том числе на кадрирование и выпрямление.

Один из самых популярных инструментов Adobe Camera RAW — корректирующая кисть, предназначенная для избирательного редактирования снимков. Она используется для обозначения областей, которые необходимо подкорректировать — исправить выдержку, поднять насыщенность цветов, выбрать температуру оттенков, установить баланс белого и т.д. При этом задействован максимально удобный способ выделения — с помощью автоматического создания маски. Модуль сам определяет области, которые стоит отредактировать. Скажем, если нужно сделать небо в просветах между ветками деревьев более синим, достаточно пройтись по ним корректирующей кистью, не беспокоясь о том, что вы задеваете ветки, — программа не будет менять экспозицию для деревьев.

Есть в арсенале Adobe Camera RAW и настраиваемый градиентный фильтр — инструмент, который можно применять в тех случаях, когда снимок частично затемнен или засвечен. Его тоже удобно использовать для пейзажей, где часто необходимо окрасить небо в какие-то определенные оттенки полутонов.

Несмотря на то, что в Photoshop есть инструмент для устранения эффекта «красных глаз», в модуле для работы с RAW от Adobe имеется аналогичная функция. Если учесть более корректную работу с цветом, устранить подобный дефект на этапе исправления RAW-снимка нам кажется логичнее, чем оставлять эту мелочь на потом.

Для многих настроек в Adobe Camera RAW работает автоматический подбор наилучших значений. А наиболее удачные пользовательские варианты настроек можно сохранять в виде пресетов и обмениваться ими с другими пользователями (пресеты представляют собой файлы.xmp, которые хранятся в папке С:\Users\Имя пользователя\AppData\Roaming\Adobe\CameraRAW \Settings\) . Также есть функция сохранения версий изображений. Фактически это те же сохраненные наборы настроек, которые доступны лишь для текущей фотографии.

Adobe Camera RAW можно использовать и для пакетной обработки файлов. Пакетную обработку можно вести как в самом интерфейсе модуля (для этого достаточно открыть несколько файлов RAW одновременно), так и обычными средствами Adobe Photoshop. Например, создавая скрипты (actions) и используя дроплеты. В процессе обработки группы файлов с помощью Adobe Camera RAW предусмотрена синхронизация выбранных параметров. При задействовании этой опции любые изменения, производимые с одной из синхронизируемых фотографий, автоматически дублируются на все остальные снимки группы.

⇡ RAW Therapee 4.0.9 — бесплатный RAW-конвертер

Формата RAW в последнее время перестали бояться даже те, кто раньше ходил с дешевой цифровой мыльницей. Поддержку этого стандарта можно увидеть не только в топовых фотокамерах, но и в относительно недорогих моделях. Однако, несмотря на растущую популярность «правильной» обработки фото, цена на инструментарий для работы с RAW все еще высока. Например, тот же Adobe Lightroom стоит $149.

Тем приятнее обнаружить среди недешевых приложений бесплатное решение для профессиональной обработки снимков RAW Therapee. Эту программу можно использовать не только под Windows, но и под Linux, а также на компьютерах Mac.

Интерфейс RAW Therapee русифицирован, однако локализация неидеальна — многие пункты программы оставлены на английском.

Первое, что хочется отметить, — высокая скорость обработки изображений RAW. Движок программы (разработан венгерским программистом Gábor Horváth и командой единомышленников) поддерживает алгоритмы многопоточности, поэтому любые изменения настроек мгновенно отображаются в окне предварительного просмотра.

В процессе настройки изображения удобно использовать вариант отображения «До и после», когда в окне предварительного просмотра финальное изображение показывается рядом с картинкой до внесения изменения экспозиции, коррекции цветового баланса, подавления искажений, шума и настройки прочих параметров.

В программу интегрирован файловый браузер. Как и Lightroom, RAW Therapee сканирует носитель и показывает его содержимое. Встроенный просмотрщик позволяет устанавливать рейтинг снимков. Быстрой командой контекстного меню можно отправлять снимки в очередь на пакетную обработку.

Скорость работы RAW-конвертера заметна, главным образом, при обработке данных, а вот при операциях с файлами приложение частенько «тормозит». Вопреки утверждению разработчиков о том, что в программе быстро генерируются миниатюры, при первом запуске RAW Therapee нам пришлось довольно долго ждать, пока все фотографии на карте памяти проиндексировались.

Одно из достоинств RAW Therapee — наличие набора альтернативных алгоритмов преобразования цветной мозаики байеровского фильтра в полноценное изображение. Среди методов «демозаики» — AMaZE, DCB, fast, AHD, EAHD, HPHD и VNG4. Каждый из перечисленных вариантов преобразования RAW в цветное изображение (напомним, что RAW — это не «картинка», а набор сведений об уровне яркости на каждом фотодиоде светочувствительной матрицы) дает возможность выбрать количество шагов для подавления ложных цветов.

В RAW Therapee удачно реализована коррекция при помощи кривых. Неподготовленному пользователю, который раньше никогда не применял этот инструмент, очень сложно понять, какую форму должна принять кривая, чтобы снимок получился нужного вида. В настройках тоновой кривой можно выбрать вариант «параметрический». В этом режиме управления кривой можно забыть про контрольные точки, задающие форму графика, и использовать для настройки ползунки с более понятными названиями — света, темные тона, светлые тона, тени. Тоновые кривые можно сохранять, загружать, копировать и вставлять из буфера обмена.

RAW Therapee хранит историю выполненных действий точно так же, как это реализовано в Adobe Photoshop. В любой момент можно откатиться к предыдущему этапу обработки изображения.

Кстати, приложение может работать в связке с более мощным графическим редактором, пересылая сконвертированный файл в GIMP или в тот же Adobe Photoshop.

Интерфейс программы позволяет редактировать несколько файлов RAW одновременно на разных вкладках. Также стоит иметь в виду, что RAW Therapee поддерживает работу с двумя мониторами. Помимо главной возможности — редактирования RAW — утилита от венгерского разработчика может использоваться для работы с форматами JPEG, TIFF и PNG.

⇡ Заключение

Нет никаких сомнений в том, что наступит день, когда самые дешевые фотоаппараты и даже смартфоны смогут порадовать своих владельцев поддержкой стандарта RAW. Уже сейчас RAW уверенно идет в массы и поддержку таких файлов можно встретить даже в графических редакторах начального уровня, построенных по принципу one click. С другой стороны, RAW — это не рецепт хорошей фотографии. Неумело выбранный ракурс и дрожащие руки в момент нажатия кнопки затвора могут привести к тому, что никакой RAW-конвертер не позволит устранить дефекты съемки. Формат RAW — это возможность не потерять ценный кадр при ошибочно выбранных настройках камеры. А еще RAW — это шанс реализовать свой талант художника, возможность представить свое видение сюжета, показать на снимке свою палитру чувств и настроений. Главное — набираться опыта и не бояться экспериментировать.

Сжимать ли RAW в камере. Что выбрать 12 или 14 бит. Сравнение опций формата RAW, краткий обзор RAW по брендам и рекомендации по использованию.

Файлы RAW — это необработанные, “сырые” данные с матрицы камеры. Это значит, что при постобработке изображений, снятых в этом формате, можно восстановить большое количество деталей даже в глубоких тенях или в очень светлых участках снимка. Увидеть такое восстановление на конкретном примере можно в этой статье .

Между тем, не все RAW одинаковы, то есть не из всех RAW можно получить одинаковый объем информации. Давайте разберемся, какие существуют варианты “сырых” файлов и в чем разница между изображениями со сжатием (lossy), со сжатием без потерь (lossless) и без сжатия (uncompressed).

Зачем сжимать файл RAW?

Есть несколько причин, по которым производители предлагают сжатие файлов RAW. Основная из них — это экономия места. На одну и ту же карту памяти можно записать больше сжатых RAW-файлов, чем несжатых. Кроме того, уменьшение размера файла влияет на весь рабочий процесс, связанный со съемкой, постобработкой и хранением фотографий.

Ускорение записи и переноса файлов. Сжатые файлы RAW физически меньше, поэтому камера будет быстрее записывать их на карту памяти. Также сокращается и время переноса файлов с карты памяти на компьютер или на внешний накопитель, иногда довольно значительно.

Увеличение скорости непрерывной съемки. Файлы меньшего размера занимают меньше места в буфере камеры, что может потенциально увеличить серию непрерывной съемки. Но это не всегда так. Например, в старых камерах сжатие RAW, наоборот, снижает число кадров в единицу времени, поскольку процесс сжатия очень нагружает процессор.

Уменьшение разрешения. Некоторые камеры предлагают уменьшить разрешение файлов RAW либо обрезая изображение, либо применяя даунсамплинг — уменьшение числа пикселей в изображении. Если первый вариант не связан со сжатием RAW, то в последнем сжатие, а с ним и потери данных, могут быть очень большими.

Сжатие с потерями/сжатие без потерь/без сжатия

В зависимости от производителя и модели камеры, у вас могут быть разные опции для RAW. Самые распространенные варианты — это сжатие, сжатие без потерь и без сжатия.

  • Сжатые файлы (Compressed). По умолчанию сжатие означает потерю части данных, иногда — довольно значительную и важную, что ограничивает возможности при постобработке такого RAW. Например, камеры Sony по умолчанию применяют сжатие с потерями, что может привести к появлению артефактов вокруг объектов, как на изображении ниже:
  • Файлы, сжатые без потерь (Lossless Compressed). Сжатие без потерь можно сравнить с архивированием файла — информация при этом не теряется. При постобработке все данные “разархивируются”. Это идеальный вариант, поскольку в нем нет потери данных, но при этом изображение занимает меньше места.
  • Несжатые файлы (Uncompressed). Несжатые файлы RAW содержат все данные, без какого-либо алгоритма сжатия, поэтому их размер будет огромным. Пользоваться этим вариантом стоит только в том случае, если вам нужно сохранить всю информацию, но камера не предлагает опции сжатия без потерь.

12 бит/14 бит/16 бит

Помимо разных уровней сжатия, “сырые” изображения могут хранить различное количество оттенков на цветовой канал на пиксель — это так называемая “битовая глубина”. Большинство камер по умолчанию снимают 12-битные RAW, то есть 4096 оттенков на канал (красный, зеленый и синий). Перемножаем 4096 на 4096 и на 4096 (три канала), получаем примерно 68,72 миллиарда вариантов цвета на пиксель.

14-битные RAW обеспечивают 16384 вариантов цвета на каждый цветовой канал, что дает 4,39 триллиона оттенков на пиксель. И, хотя большинство современных цифровых камер пока не предлагают 16-битного формата RAW, когда он появится, то будет обеспечивать более 281 триллиона оттенков на пиксель.

Сжатие RAW: сравнение размеров файла

Давайте возьмем стандартное изображение в RAW, снятое на Nikon D810, и посмотрим на размер файлов в зависимости от битовой глубины и вариантов сжатия:

Степень сжатия Размер файла (12 бит) Уменьшение в % * Размер файла (14 бит) Разница в % *
Сжатый 30.066 Мб 60.9% 37.055 Мб 51.9%
Сжатый без потерь 32.820 Мб 57.4% 41.829 Мб 45.7%
Несжатый 58.795 Мб 23.6% 76.982 Мб 0%
* В сравнении с несжатым 14-битным RAW (76,982 Мб)

Как видите, разница между 12 и 14 битами довольно велика, так же как и между вариантами сжатия. И когда речь идет о большом количестве изображений, можно подумать, что съемка в 12-битном сжатом RAW — хороший выбор, ведь размер таких файлов на целых 60,9% меньше, чем размер несжатых 14-битных RAW.

Но тут все зависит от того, как вы снимаете, что вы снимаете и сколько информации обычно извлекаете из темных и светлых участков изображения при постобработке. Например, если вы снимаете портреты с хорошим освещением и редактируете их по минимуму, то 12-битный RAW вполне подойдет.

Но если вы заниматесь пейзажной фотографией, астрофотографией, и вам нужно максимально сохранить информацию на всех участках снимка, то надежнее будет снимать в 14-битном RAW со сжатием без потерь. Так вы сможете по максимуму использовать возможности матрицы и при этом получать файлы почти вполовину меньше, чем при использовании несжатых RAW. Лишние 15% процентов сжатия (до 60,9% 12-битного сжатого RAW) того не стоят, если они ограничивают ваши возможности при постобработке. Помните об этом, выбирая битовую глубину и степень сжатия.

Еще один важный момент — некоторые камеры не позволяют менять данные характеристики. У большинства любительских камер в установках по умолчанию обычно 12-битный сжатый RAW. У более продвинутых моделей — 14-битный RAW, сжатый без потерь.

Давайте посмотрим, что предлагают нам в этом плане разные популярные бренды.

Nikon

У зеркалок Nikon опции битовой глубины и сжатия RAW меняются в зависимости от модели. На большинстве камер для начинающих и любителей можно выбрать только битовую глубину — 12 или 14 бит, но не способ сжатия. Это означает, что у этих камер по умолчанию выставлено сжатие с потерями. На дорогих камерах для профессионалов Nikon обычно предлагает три варианта сжатия: сжатый, сжатый без потерь и несжатый:

Canon

Камеры этой компании не позволяют выбрать ни битовую глубину, ни вариант сжатия, поэтому нужно смотреть в руководстве пользователя, какие именно опции предлагает конкретная модель. Большинство камер Canon для начинающих снимают 12-битные RAW со сжатием без потерь, большинство профессиональных — 14-битные, также со сжатием без потерь.

Fuji

Все камеры серии Fuji X в первом поколении могли предложить только 12 бит. Теперь же все современные камеры с матрицей X-trans по умолчанию снимают 14-битные RAW. Fuji не позволяет изменить битовую глубину через меню камеры, но в некоторых моделях можно самостоятельно выбрать сжатие:

Sony

К сожалению, все современные камеры Sony предлагают только сжатие с потерями по схеме “11 + 7 бит”. После многочисленных жалоб пользователей компания добавила возможность снимать несжатые RAW на некоторых камерах, например, на Sony A7R II, но в результате получаются файлы огромных размеров. На сегодняшний день у Sony нет камер, которые могут снимать сжатые без потерь RAW.