Недавно почти даром достался музыкальный центр фирмы SONASHI . Решил его разобрать, поскольку сам муз. центр был нерабочим, а ремонтировать не охота. Данный музыкальный центр в далеких 2004-2005 годах был одним из лучших, поскольку имеет встроенный проигрыватель с возможностью чтения формата DVD, отличный радио приемник и все другие функции современных музыкальных центров.

Сама начинка достаточно запутанная, по сути, гибрид старых компонентов и цифровой электроники, не смотря на то, что встроенная плата для чтения DVD формата была более, чем современной, радиоприемник муз центра занимал все внутренне пространство и был реализован по той же схеме, которая использовалась в приемниках 90-х, что очень огорчило, ожидал увидеть цифровой приемник.

Огорчил также усилитель мощности - всего два канала дешевой , иными словами 18 ватт на каждый канал, что очень и очень мало для музыкального центра. Решение использовать именно эту микросхему в качестве конечного УНЧ достаточно странно, поскольку в музыкальных центрах обычно используют качественные и дорогие микросхемы STK.


Сама плата с усилителями мощности является распределительной, именно на эту плату подключаются все обмотки с силового трансформатора, а их не мало. Поэтому на плате можно увидеть несколько диодных выпрямителей, напряжение с которых сглаживалось мощными электролитами, которые я выпаял до съемки. На плате имеется много чего, отдельные стабилизаторы напряжения на 10 Вольт, реле для включение и выключения муз центра (в старых моделях активно применяли реле для активации режима STAND-BY ) и еще много чего.


Один канал усилителя не работал, скорее всего проблема была в микросхеме, поскольку не смотря на такую огромную плату, сама схема усилителя не занимает много места, в ней только два активных компонента - микросхемы УНЧ. В ближайшее время с платы будут выпаяны все компоненты, а нужных компонентов тут много - мощная диодная сборка на 8 Ампер и не менее мощные одиночные диоды, огромный теплоотвод и многое другое.

Немного поговорим о самих микросхемах. TDA2030 является одной из самых распространенных мощности низкой частоты. Ничтожная стоимость микросхемы (в радио магазинах 0,5 $, оптовая цена 0,2-0,3$) позволяет использовать ее в домашних аудиосистемах, сейчас в каждом китайском аудиокомплексе применяют именно эту микросхему. Не смотря на низкую стоимость, микросхема довольно качественная и имеет множество встроенных защит, из которых ни одна не срабатывает при реальной угрозе. Питается микросхема от двухполярного источника питания, хотя есть вариант и однополярного подключения выходная мощность 18 ватт, монофоническая, режим работы АВ. Микросхема имеет 5 монтажных выводов, имеет довольно широкий диапазон питающих напряжений, ниже представлены основные характеристики микросхемы.


Напряжения питания.................................от ±4.5 до ±25 В
Потребляемый ток (Vin=0)...................... 90 мА макс.
Выходная мощность..................................18 Вт тип. при ±18 В, 4 Ом и d = 10 %
....................................................................... 14 Вт тип. при ±18 В, 4 Ом и d = 0.5 %
Номинальный частотный диапазон..........20 - 80.000 Гц

Мостовое подключение включение микросхемы позволяет увеличить выходную мощность до 32-34 ватт. В этой схеме мощность двух микросхем суммируется, используется такой вариант включения в бытовых аудиосистемах промышленного образца для питания маломощных сабвуферах .

Еще один вариант включения микросхемы с выходными транзисторами. В этой схеме микросхема работает в качестве предварительного усилителя, основная силовая часть - мощная комплиментарная пара. В качестве выходных транзисторов можно использовать отечественные КТ818/819 или современные 2SC5200/2SA1943 от TOSHIBA . такой вариант подключения микросхемы позволит без особых усилий и затрат получить мощность до 36 ватт.

Более мощная версия микросхемы TDA2030 является микросхема TDA2050 . Эта микросхема более качественная и развивает выходную мощность до 34-х ватт, мостовое подключение позволяет получить выходную мощность до 70 ватт. Разницы в схеме подключения нет, только последняя микросхема работает с повышенным входным питанием, именно благодаря этому выходная мощность в два раза выше микросхемы TDA2030.

Еще одним аналогом указанных микросхем является усилительная микросхема LM1875 , но о ней мы поговорим в следующий раз... С уважением - АКА КАСЬЯН.

Если неисправность проявляется во всех режимах, то неисправен выходной тракт усиления, скорее всего микросхема УМЗЧ (У силитель М ощности З вуковой Ч астоты). Но возможно, неисправен другой узел аппарата, например микросхема звукового процессора, коммутации сигналов.

Так можно запутаться и искать неисправность не там. В таких случаях берём обычные наушники и подключаем к разъёму Phone (наушники), который есть у всех музыкальных центров. Не забываем убавить громкость перед этим!

По очереди включаем все режимы работы музыкального центра и проверяем на слух исправность звукового тракта до УМЗЧ. Этой простой операцией мы сужаем область поиска неисправности, так как если в наушниках неискажённый и чистый звук, то все узлы звукового тракта, включая звуковой процессор, коммутатор сигналов, предусилители исправны и неисправность связана с той частью электронной схемы, которая отвечает за усиление и мощность сигнала.

Итак, если после произведённых действий неисправность сохранилась, то, скорее всего неисправна микросхема УМЗЧ. В практике ремонта бывают случаи, что микросхема наполовину исправна. Что значит наполовину? Это значит, что, к примеру, из 2 выходных звуковых каналов работает 1. Или же один из каналов усиления работает с искажениями, заметными на слух. В таких случаях микросхема усилителя может работать довольно долго.

Вот лишь несколько примеров из реальной практики:

    Микросхема TDA8588J. 4 - канальный УМЗЧ со встроенными стабилизаторами питания.

    После неправильно поданного напряжения питания на автомагнитолу, 2 канала усиления работают безупречно, 1 канал заметно “басит”, 1 канал выдаёт монотонный низкочастотный гул вместо звука. На лицо частичный выход из строя микросхемы. Несмотря на частичную неисправность автомагнитола работает исправно, задействованы 2 исправных канала.

    Микросхема STK403-070. 2 - канальный УМЗЧ. Один из каналов усиления воспроизводит звук с искажениями. Второй канал работает в нормальном режиме.

При поиске неисправности главной задачей является сужение области поиска этой самой неисправности, поэтому торопиться с выводами не стоит. Последовательность действий при ремонте электроники приблизительно такая:

    Внешний осмотр аппарата, проверка функционала, работы прибора в разных режимах.

    Приблизительная оценка о неисправности конкретного узла аппарата: блока тюнера, панели управления, кассетной или CD/MP3-деки, усилителя, блока питания.

    Осмотр электронной печатной платы с целью выявления перегоревших дорожек, “вспученных” электролитических конденсаторов , потемневших и перегоревших радиоэлементов, трещин на плате, непропаек, деформации корпусов микросхем.

    Поиск неисправного элемента с помощью описанных методик и его замена.

Не старайтесь сразу же перепаивать всю печатную плату ремонтируемого аппарата, это отнимет ваше время и будет способствовать появлению новых неисправностей, вызванных Вами. Помните, радиомеханик – профессионал паяет два раза: первый раз – выпаивает неисправную деталь, второй – впаивает исправную деталь . Это тот идеал ремонта, к которому надо стремиться каждому радиомеханику.

Чтобы подтвердить сказанное, рассмотрим поэтапно

При таких отказах в первую очередь следует проверить исправность самого лазера и прозрачность линзы 3 (на рис . 1 изображен упрощенный чертеж лазерной головки), а также устройство коррекции ошибки на электромагните 4. Для этого достаточно, не вставляя компакт - диск, открыть и закрыть каретку проигрывателя музыкального центра. Крышку самого аппарата, разумеется, нужно предварительно снять, чтобы была видна лазерная головка. Как только каретка переместится на свое место и начнет вращаться ротор двигателя привода диска, линза на лазерной головке должна двигаться вверх-вниз с помощью электромагнита. При этом, если посмотреть на линзу под некоторым углом, можно заметить тонкий луч лазера красного цвета. Выполнение всех перечисленных выше процессов свидетельствует о исправности лазерной головки. Чтобы устранить сбои в чтении компактдисков, иногда достаточно протереть мягкой тряпочкой поверхность линзы. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не повредить линзу и не сорвать ее с крепления на электромагните. Если улучшения нет или оно незначительно, наиболее вероятно, что загрязнена не только линза, но и призма 2, находящаяся под линзой (см. рис.1). Для очистки поверхности призмы необходимо извлечь лазерную головку из аппарата.

Линза и электромагнит закреплены на металлической пластине 1. Они могут быть прикрыты небольшим пластмассовым колпачком на защелках. Этот колпачок необходимо снять, затем отвинтить винты крепления 6, которые прижимают металлическую пластину к основанию 5.

Аккуратно приподняв пластину, под линзой можно увидеть небольшое отверстие. Намотав на спичку небольшой кусочек ваты и обмакнув ее в спирт, протирают поверхность призмы. Затем очень аккуратно устанавливают на место металлическую пластину с линзой и прикручивают винтами 6. После этого закрывают электромагнит головки защитным пластмассовым колпачком и устанавливают головку на место. Очищенная таким образом лазерная головка в большинстве случаев начинает нормально считывать информацию с вращающегося компактдиска. Если это не помогло, то, скорее всего, ухудшилась прозрачность линзы либо неисправен лазерный диод и требуется замена лазерной головки на новую.

В музыкальных центрах с магнитофоном, в котором есть автореверс движения ленты, могут возникать некоторые специфические нарушения в работе ЛПМ магнитофона. При нажатии на кнопку воспроизведения вал двигателя начинает вращаться, но через несколько секунд останавливается. В таких случаях перемотка может работать.

Эта неисправность происходит в основном из - за ослабления натяжения пассика между шкивами двигателя и ведущего вала магнитофона. В большинстве ЛПМ с автореверсом, применяемых в музыкальных центрах, вместо че тырехдорожечной головки устанавливают двухдорожечную с механизмом поворота. Вращение головки при реверсировании направления перемещения ленты в магнитофоне требует определенного усилия в момент переключения. При ослаблении натяжения пассика (из - за старения резины) механизм поворота головки заклинивает в каком - либо положе­нии и ЛПМ перестает работать. Подобная неисправность легко устраняется заменой старого пассика новым.

Еще одна неисправность, возникающая иногда в аппаратах с цифровым управлением, которые проработали несколько лет, проявляется в прекращении управления громкостью регулятором, расположенным на самом аппарате; при этом регулировка громкости с пульта дистанционного управления действует. Подобные отказы возникают потому, что в таких музыкальных центрах вместо обычных переменных резисторов - регуляторов громкости установлены специальные датчики - валкодеры, при вращении которых происходит замыкание соответствующих контактов, и процессор, в зависимости от направления вращения вала, изменяет усиление в тракте. При загрязнении или окислении этих контактов возникают сбои и нарушается нормальная регулировка громкости звука. Устранение неисправности заключается в чистке контактов валкодера. Так как он находится на передней панели устройства, следует разобрать аппарат. На передней панели большинства музыкальных центров закреплена большая печатная плата, в которую и впаян валкодер - регулятор громкости. После демонтажа его разбирают, разогнув металлический каркас - крепление, затем промывают спиртом внутренние контактные дорож­ ки, зачищают их от окисла ластиком (стирательной резинкой) и снова промывают спиртом. Перед сборкой смазывают контактные дорожки небольшим количеством смазки. Отремонтированный валкодер обычно работает нормально еще в течение нескольких лет.

Выход из строя усилителя мощности в музыкальном центре зачастую возникает в связи с неаккуратным обращением - замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. Так как в большинстве музыкальных центров усилители мощности выполнены на интегральных микросхемах, то ремонт может заключаться в банальной замене микросхемы на исправную. Однако могут быть случаи, когда найти аналогичную микросхему оказывается сложно, особенно там, где нет магазинов, торгующих импортными радиодеталями, а запастись заранее широким ассортиментом элементов нет возможности. Бывают также случаи, когда в результате сгорания микросхемы надпись на ней исчезла и определить тип микросхемы нет возможности. Если схему аппарата найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы TDA 1557 или TDA 1552. Эти микросхемы отличаются тем, что не требуют для работы никаких навесных элементов, и поэтому замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем потребует минимума работы. Выходная мощность этих микросхем - 2x22 Вт соответствует большинству музыкальных центров средней стоимости.

Музыкальный центр предназначен считывать носители, прослушивать трансляцию радиодиапазона. Модуль приемника легко обнаружить после разборки по наличию тонкого металлического (фольга) экрана. Внутри стальной коробки: усилитель высокой частоты, гетеродин, смеситель, прочие каскады. Ремонту электронные микросхемы не подлежат, отдельные запасные части стоят дороже, нежели приспособление в целом. В музыкальных центрах используется супергетеродинная схема с одним преобразованием частоты. Заключительным каскадом ставят стереоусилитель низкой частоты, через который в музыкальном центре на колонки проходит звук. Развязка через транзисторные ключи, управляемые положением регулятора на передней панели бытового прибора. Ремонт музыкального центра своими руками не всегда возможен, интересно посмотреть, что внутри.

Устройство типичного музыкального центра времен миллениума

Попробуем посмотреть, как самостоятельно починить музыкальный центр Samsung. Попалось в руки дельное техническое описание, будем читать. Ремонт музыкальных центров Sony оставим на следующий раз. Радиоприемники в музыкальных центрах широковолновые, причем создатели не слишком заморачивались со схемой, делали два тракта:

  1. Для амплитудной модуляции на средних и низких частотах.
  2. Для частотной модуляции на УКВ.

Избегаем расписывать тонкости деления диапазонов, просто запомните: маленькие антенны FM ведут прием частотно модулированного сигнала. Тракты могут быть выполнены на одной микросхеме (наподобие КА2295Q) и отдельно. До детектора оба тракта несовместимы в силу специфики обработки сигнала. Усилить слабый, смешать с частотой гетеродина можно, не помешай тонкость: каждый каскад Земли пока имеет ограниченную полосу частот. Повторимся, до детектора включительно тракты идут раздельно. Преимущество интегрированного решения описано высокой специализации, автоматическая подстройка частоты избавляет от беспокойства по поводу неуверенного приема сигнала музыкальным центром.

Многие не представляют прибор, отказывающийся проигрывать кассеты. Дек чаще две, работают на воспроизведение попеременно, контролируется механически. На уровне схемы происходит переключение усилителя на нужную головку. Лентопротяжный механизм одним мотором, тянет ленту, бобины чуть подпружинены. Тракты записи-воспроизведения раздельные, можно писать:

  • кассета-кассета;
  • приемник-кассета;
  • считыватель лазерных дисков-кассета.

Сегодня добавляется микросхема дешифровки форматов MP3 и других. Поток входит на усилитель низкой частоты. Заметить микросхему не сложно, корпус посажен под добротный радиатор солидных размеров. Здесь теряется львиная доля энергии, потребляемой музыкальным центром, прочие каскады работают с сигналом малой амплитуды.

Воспроизведение одновременно с магнитофона и лазерного диска не предусматривается. Имело бы смысл при микшировании домашних авторских записей. Микрофон работает во всех режимах. Позволяет писать на пленку караоке, подпевать артистам по радио.

Предварительные усилители записи-считывания собираются одной микросхемой, например, К22291. Ток стирания пленки вырабатывается транзисторным генератором. Понятно, частота отличается от звуковой сильно. Нельзя забывать о программно или микросхемно реализованном эквалайзере. Проще пареной репы, каскад, который делающий акцент на выбранный участок спектра проигрываемой записи. Рок принято слушать, поливая соседей басами, фильтр нижних частот вносит лепту.

Работой привода лазерных дисков заправляет контроллер, отвечающий за фокусировку, отслеживание дорожек. Samsung применяется микросхема КА9220, управляющая двигателями через приводное устройство КА9258 и усилители. Моторов привода два, один вращает диск, второй позиционирует головку. Контроллер КА9220 заправляет работой, предварительно расшифровывает сигнал головки. Дальнейшая обработка звука ведется процессором сигналов KS9282, волны корректируются, интерполируются. Для устранения высокочастотных помех проводится фильтрация микросхемой КА9270.

В музыкальном центре обязательно стоит системный контроллер. Микросхема, ведающая режимами работы оборудования. В некоторых музыкальных центрах Samsung для этих целей используется MICOM LC866216. Для интерактивности контроллер дополнен панелью индикации и клавишами. Посредством интерфейса пользователь управляет музыкальным центром. На фронтальной панели расположен приемник инфракрасного излучения пульта управления. Стоит отметить: центральный контроллер анализирует положение ручки громкости, формирует сигналы подстройки усилителя низких частот (микросхема на большом радиаторе). Шина управления цифровая, поэтому не стоит искать регулятор звука на транзисторе.

Источник питания импульсный. Содержит фильтры входного сигнала, генератор высокочастотных импульсов, управляющий ключом на транзисторе, выходные фильтры, иногда выпрямители на диодах Шоттки. Напряжения стабилизируются. Трансформатор, предохранители выносятся на отдельную плату. Прибор отказывается включаться — ремонт музыкального центра своими руками логично начинать отсюда. Напряжений питания несколько, обязательно прозвоните вторичные обмотки.

Принципиальная схема музыкального центра

Рассмотрим приемник. В случае музыкальных центров Samsung в УКВ диапазоне сигнал телескопической антенны приходит на преселектор (набор резонансных контуров фильтрации канала плюс усилитель высокой частоты). Далее следует типичная схема: смеситель с гетеродином, детектор. Перестройка контуров проводится варикапами при помощи напряжения микросхемы автоподстройки частоты музыкального центра LM7000. Для сглаживания сигнал фильтруется перед подачей на варикапы. Частота гетеродина приемника контролируется микросхемой LM7000. Селекция сигнала производится преимущественно в усилителе промежуточной частоты. До него частота скачет, здесь принимает фиксированное значение (10,7 МГц). Следовательно, пьезокерамические фильтры настраиваются попроще.

Микросхема КА2295Q, указывалось выше, представлена комбинацией амплитудного и частотного детектора и выделяет полезный сигнал из несущей. Сюда входит тракт средних, длинных волн. Включая гетеродины, смесители, усилители. Первый каскад снабжен автоматической регулировкой усиления. Для корректной работы частотного детектора музыкального центра необходим фазосдвигающий колебательный контур. Автоматическая регулировка усиления работает по сигналу смесителя. Необходимо, чтобы усилитель промежуточной частоты, преобразователь частоты не вышли в режим отсечки.

С детектора частотной модуляции через фильтр сигнал подается стереодекодеру пилот-тон. Информация о наличии стереосигнала выдается на центральный контроллер. Можно выбрать режим регулятором принудительно. Центральный контроллер музыкального центра получает информацию о состоянии сигнала, управляет формированием звука. Балансировка каналов происходит посредством переменного резистора. Фильтрованный сигнал поступает на микросхему TDA 7318, где начинается каскад главного усилителя низкой частоты музыкального центра.

В диапазонах СВ и ДВ используются рамочные антенны с трансформаторной связью. Устройство музыкального центра включает транзисторы коммутации каналов по диапазонам. Гетеродины коммутируются по мере необходимости электронными ключами. Подстройка ведется варикапами, подстройка производится по сигналам АПЧ. Усилитель высокой частоты является широкополосным, не коммутируется в музыкальном центре. Промежуточная частота в СВ и ДВ диапазонах составляет 450 кГц (типичное значение). Детектированный сигнал, не проходя схему пилот-тон, сразу подается фильтрам, на выходной усилитель приемника. Что касается СВ и ДВ, схема обменивается с центральным контроллером музыкального центра о факте захвата частоты, что помогает «мозгу» быть в курсе событий.

Осталось добавить, имеется два канала, просто на частотах FM звучание разное, на ДВ и СВ одинаковое. Что и называется, собственно, стерео и моно. При чтении кассет, дисков аналогичная ситуация, можно искусственно привести раздельное воспроизведение к слитному. Различия меж каналами музыкального центра нивелируются.

Важно понимать, основные виды неисправностей можно представить внимательным изучением схемы. Не вместил обзор полное и законченное описание музыкального центра, еще вернемся к этому. Мастер должен заранее знать, что сломается. Самостоятельный ремонт музыкальных центров покажется детской забавой.

Всегда ищите оригинальные заводские схемы, описания, предваряя копание электронного нутра бытовой техники. Чертежи микросхем открыты правообладателями свободному доступу. Назначение чипов расписано сайтами заводов-изготовителей.

У моего соседа делали евроремонт, после которого вместе с мусором рабочие оставили неисправный музыкальный центр LG FFH-170AX, совершенно не подающий признаков жизни. Вовремя заметив его, уже приготовленного на выброс, забрал себе для ремонта или в крайнем случае на запчасти. Как впоследствии выяснилось - это был правильный ход.

Аппарат представляет из себя типичный аудиокомбайн - однокассетная дека, CD-ROM и цифровой тюнер. Всё это управляется кнопочками, а информация выводится на ЖК экранчик. Колонок к сожалению небыло - очевидно рабочие их унесли с собой.


Халява в виде оборванного сетевого шнура или сгоревшего предохранителя не прошла, но зато после долгого и внимательного осмотра обнаружился непропай одного из диодов выпрямителя - на входе диодного моста есть напряжение, а на выходе - ноль.


Восстановив неисправность блока питания, удалось получить из музыкального центра первые звуки, но что он там принимает и какие режимы стоят, непонятно - сгорели лампы подсветки ЖК дисплея.


Теперь снимаем переднюю часть центра и откручиваем плату с кнопками управления. На ней размещён небольшой индикатор текущего состояния работы, частоты ФМ приёмника и громкости звука.


Отогнув стеклянный дисплей видно пару миниатюрных лампочек накаливания за ним. На их контактах присутствует питающее напряжение 12В, но они всё равно не светятся.


Выпаиваем и заменяе на другие. Ещё лучше поставить светодиоды, тогда подсветка станет практически вечная, но в данном случае сделал как проще.


Чтоб ситуация с перегоранием лампочки не повторилась вновь, по питанию подсветки поставил токкоограничительный резистор на пару десятков Ом.


Лентопротяжный механизм кассет давно уже был испорчен, а так как ремонтировать его не актуально (это же не раритетный проигрыватель пластинок), просто открутил, отсоединил шлейфы с проводами и выбросил.


А саму крышку, закрывающую кассету, просто прикрутил к корпусу алюминиевыми пластинками.


Можно собирать отремонтированный музыкальный центр обратно и проводить испытания. Работает прекрасно, подсветка нормально светится, а звучание заметно превосходит компьютерных колонок на дешёвых TDA-шках.


Для испытаний подключил к центру 50-ти ваттные самодельные акустические системы, которые он с лёгкостью раскачивал. Ремонт можно считать завершённым.